История поселения

В многонациональной Республике Северная Осетия — Алания проживают и греки-понтийцы. В основном, все они выходцы из Османской империи, переселившиеся на Кавказ в разные исторические периоды. Одним из пунктов постоянного проживания греков является город Владикавказ. Первопоселенцы добровольно избрали его местом проживания по профессиональным интересам.

После присоединения Грузии к России многочисленные группы мастеровых греков из различных мест Трапезундского пашалыка нелегально прибывали в Грузию в поисках работы, а некоторые для выбора места постоянного жительства.
Турецкое правительство неодобрительно относилось к уходу греков и ультимативно потребовало от России высылки их обратно в Турцию. Наместник Кавказа генерал Ермолов, до сведения которого довели заявление Турции, в своем письме к министру иностранных дел России от 22 февраля 1822 г. встал на защиту этих обездоленных людей. Он писал: “Из препровожденной Вашего сиятельства переписи видно настоятельное требование Порты выдачи греков, спасшихся в пределах наших от преследования, бесчеловечных истязаний турок. Что видит Порта в поступке нашем такого, чего бы несравненно виновнее и несколько раз сама она не делала? Греки нашли у нас убежище от злодеев и убийств”. Реакция генерала Ермолова возымела свое действие. Греков не тронули. Они продолжали работать на различных стройках. Одна из таких групп во главе со Спиридоном Чекаловым устроилась на работу по строительству Военно — Грузинской дороги. В 1827 г. Они прибыли в крепость Владикавказ. Это были выходцы из Гюмюшхана, волею судьбы, оказавшиеся первыми из греков, заложивших основу образования греческой общины в Терской области.

Постепенно численность греков увеличивалась, некоторые направляли своих детей для получения образования в Россию. Связь с родиной осуществлялась по маршруту Трапезунд — Ахалцихе — Тифлис — Владикавказ, который стал безопасным после победы России в русско-турецкой войне 1828 — 1829 гг. От Трапезунда до Батуми они добирались водным путем, далее поездом через Кутаиси на Тифлис, дальше гужевым транспортом по Военно-Грузинской дороге в г. Владикавказ.

Благодаря высокому мастерству, греки за короткий период смогли устроить свою жизнь, обзавелись собственными домами. Постепенно они образовали ядро греческой общины, первой на Северном Кавказе. Основатели греческой общины во Владикавказе были выходцами из следующих населенных пунктов Трапезундского пашалыка: г. Гюмущхана, г. Трапезунд, с. Харторс, с. Харшера, с. Котиля, с. Такфчюки, с. Холек, с. Имера, с. Хакакса, с. Базба, с. Верену, с. Санта, с. Пария, с. Чатах, с.Тамерчуки, с. Каятера, с. Кроми, с. Мандрия, с. Шуша и др. Через некоторое время к ним присоединились несколько семейств из Афин, Салоник, Корицы (Албания) и Сербии, а также из Тифлиса, Алаверды, Ахалциха, Кутаиси, Цалки, Батуми, Ставрополя, Ростова-на-Дону и других мест.

Далее, с течением времени, во Владикавказ прибыли выходцы из Карской области:
1. Город Карс — Позандовы.
2. с. Аткоз — Курузиди, Христофориди, Фериди, Драниди, Апостолиди, Хаджи- Иониди, Евстафиади.
3. с. Дивик — Темуриди, Хостилиди, Ламбрианиди, Анастасиади, Дильгаровы, Спиридоновы, Ксениди, Панаиотиди, Чакалиди, Апокотониди, Павлиди.
4. с. Заладжа-Акритовы, Георгиади, Апостолиди, Захаровы, Панаиотиди, Па- наэтовы, Хаджигериди, Лазариди, Саввиди, Папаилиди, Папаиоаниди, Иоани- ди, Павлиди, Феодориди, Михаилиди, Мелисаниди, Харитиди, Кяхиди.
5. с. Исламсор — Михаилиди, Апостолиди, Кириакиди, Крифариди, Панаиоти­ди, Хрристофориди, Карибовы.
6. Мола-Мустафа — Нафанаилиди, Стефаниди, Сидиропуло, Полатиди, Де- мурчиевы, Иваниди,
7. с. Мечетли — Саввоевы, Ефимовы.
8. с. Олухли — Левантидис, Асланиди, Зарафиди, Вунотропиди, Зарафовы.
9. с. Ортакей — Василиади, Георгиади, Карибовы, Ананиади.
10. с. Туйгун — Саввоевы.
11. с. Чилахана — Романиди, Феодориди.

В апреле-мае 1942 года во Владикавказ были депортированы из Краснодарско­го края представители следующих фамилий:
Из г. Анапы: Медикари, Сидиропуло, Фулиди, Сермаяс, Иоаниди, Амарантиди, Варелиди, Григорьевы, Драниди, Сергиади, Дмитриади, Целиди, Телиниди.
Из г.Геленджика: Ефимиди, Анастасиади, Апостолиди, Лазариди, Игнатиади, Калифатиди, Кисиди, Стефаниди, Андреевы, Лисариди.
Из г.Краснодара: Афанасиади, Лазариди, Димопуло, Попандопуло, Полихро- ниди, Папасемиониди, Сарантиди, Касапиди, Симеониди, Хаджи-Давитиди, Хостелиди, Эмануилиди, Кусиди.
Из пос.Кабардинка: Диамантиди, Арапоглу, Араповы, Аврамиди, Василиа­ди, Попандопуло, Исакиди, Хаджи-кузьма, Кизириди, Панаэтовы, Стефаниди, Павлиди, Дмитриади, Зелелиди, Манахопуло.
Из Новороссийска: Поповиди, Фериди, Зарафиди, Ивановы, Асланиди, Вуно­тропиди, Василиади, Саввиди, Дмитриади, Гониади, Папасемиониди, Панаио­тиди, Ксениди, Ферисиди, Кяхиевы, Павлиди, Сафроновы, Наденовы.
Из cm. Дундуковская: Мельниковы.

Владикавказ стал местом постоянного проживания также и для малочисленной группы греков — выходцев из отдельных районов Закавказья.
С середины 50-х годов и до распада Советского Союза в высших и средне специальных учебных заведениях СОАССР обучались сотни молодых людей. Основ­ная масса этой молодежи являлась жителями Цалкского района Грузинской ССР. Немало было и представителей из Тетрицкаройского, Дманисского, Болнисского районов, а также из Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Сухуми. Некоторые прибыли из Азербайджана и Армении.
В конечном итоге, большая часть этого контингента выбрала местом постоянно­го жительства г. Владикавказ и другие районы Республики. Эта группа составляет в настоящее время не более 30 семей следующих фамилий: Алихановы, Агаповы, Байбуртовы, Иосифовы, Мугниевы, Василиади, Чехотаровы, Михайлиди, Куимче- вы, Фотовы, Шахбазовы, Попандопуло, Карагезовы, Чекаловы, Энгаловы, Стефа­новы, Хаджиевы, Демьяновы, Гуровановы, Чахчаховы, Исакиди (Исагуловы), Па- сеновы, Кареловы, Кокчевы.
В середине 30-х годов в город Владикавказ переселилось несколько греческих се­мейств с Украины: Заграфовы, Алчиевы, Константиновы, Афендиловы, Харахаш.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРЕКОВ

Во второй половине 20-х годов IX в. в крепость Владикавказ прибыл со своей бригадой Чекалов Спиридон Федорович — строитель каменных мостов и других объектов по Военно-Грузинской дороге. Бригада Чекалова строила различные сооружения в крепости Владикавказ, в том числе и мост через реку Терек. Чекалов узнал о Садонском месторождении и попросил у местных властей разрешение на его разработку. Получив согласие, Чекалов пригласил в 1839г. из г. Гюмушхана 31 мастера по горному делу и металлургии. Он в начале 1840г. приступил к разработке в Нижнем Садоне месторождения.
Заслуги Чекалова правительство России оценило по достоинству. 19 августа 1849 г. по ходатайству наместника Кавказа Воронцова, император России Нико­лай I произвел Чекалова Спиридона Федоровича в прапорщики, а впоследствии в подпоручики «за заслуги по открытию и разработке в Алагирском ущелье в Осетии месторождения серебросвинцовой руды».

Греки Владикавказа оказались одними из первых, принявших участие в бла­гоустройстве города Владикавказа и в строительстве дорог Осетии. Они про­демонстрировали свое мастерство в строительстве домов, соборов и церквей, в устройстве улиц, мостов, берегоукрепительных сооружений и множества дру­гих объектов. Эти сооружения удивляют своей прочностью, вызывают интерес к истории их создания. Многие из этих сооружений украшают город и по сей день. Особенно стоит отметить старую часть Владикавказа. Без преувеличения можно сказать, что практически каждое здание современного пр. Мира построено при участии греческих мастеров.

26 марта 1862 г. турецкие подданные греки братья Федор и Ермолай Есифандовы заключили с городскими властями договор “по предмету заготовления ими для устройства в г. Владикавказе тротуаров на Александровском проспекте 6 тыс. ка­менных плит”. Мастерами по укладке работали Христофор Константинов, Панас Николаев, Астафи Архивов, Павел Атанасов.

В строительстве здания русского драматического театра им Е. Б. Вахтангова при­няли участие Муратандов Харлампий, Моорухов Христофор и Лазарев Константин.

Немалый интерес вызывает и здание бывшей гостиницы “Интурист”. Мало кто знает, что творцом и владельцем этого здания является Марандов Панает Евстафьевич. Об этом свидетельствуют его инициалы, начертанные на фасаде здания. В 1913 г. во дворе этой гостиницы был построен сад-ресторан.
Украшением проспекта является и другое здание, принадлежавшее Харлампию Муратандову, нынешний Дом офицеров. В 1897 г. городские власти выкупили у купца Муратандова это здание для размещения в нем городского клуба. В знак признательности, они избрали X. Муратандова пожизненным членом этого клуба.

28 мая 1876 г. городская Дума Владикавказа заключила контракт с Константином Панаиотиди на мощение улиц Владикавказа.

Греческие мастера принимали участие в строительстве как первого водопровода в 1881г., так и второго — в 1927 г. В частности, это были: инженер Л. Эмфорфопуло, давший заключительный анализ по проекту городской водопроводной сети.
Этот водопровод действует и по сей день.

В конце февраля 1900 г. Владикавказская городская Управа заключила доге с греческим концессионером Е. С. Скамаранги на постройку в городе Владикавказе электрического трамвая и освещения.

Мастерство греков проявилось при строительстве дорог в Осетии. Прокладывая дороги греки включились в строительство и Военно-Осетинской дороги. Проезжая от Алагира по направлению Садона, Цея и Военно-Осетинской дороги, можно у деть сохранившиеся на некоторых участках дороги каменные укрепления, построенные греками. Кстати, на этой дороге по сей день действуют некоторые камень мосты, построенные в прошлом веке греческими мастерами.

В 1894 г. греческие мастера проложили под руководством подрядчика X. Муратандова дорогу шириною в 6 аршин по Геналдонскому ущелью до с. Горная Саниба.

Греки Владикавказа занимались также и строительством железных дорог. 3 был Михайлов Дмитрий Федорович, подрядчик по постройке и перестройке зданий и сооружений по линии Ростовско-Владикавказской железной дороги.

Итак, благодаря мастерству и исключительному трудолюбию, греческие мастера оставили яркий след в истории строительства в Осетии.

Строительство церковных сооружений

Участие греческих мастеров в строительствах церковных сооружений в Осетии началось с середины IX века. 8 ноября 1850 г греческие мастера под руководством подрядчика Спиридона Чекалова приступили к строительству Вознесенской церкви в Алагире. Ее торжественное открытие с освящением состоялось 22 октября 1853 г. Она сложена из трахитового розового туфа. Церковь выполнена в византийском стиле, по проекту архитектора и художника князя Гагарина. Это однокупольное сооружение кубической формы, строили ее как церковь и крепость. Рядом с ней была возведена каменная колокольня. Церковь действует и поныне.

Греческие мастера заложили фундамент при строительстве церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

В документе от 1861 г. отмечается, что греческие мастера построили церкви в некоторых населенных пунктах.

Начальник Владикавказского военного округа в своем рапорте от 28 апреля 1861 г. пишет начальнику штаба войск Терской области: “Подрядчиками по постройке церквей в Хидикусе и Санибе был грек Константин Иоров, в Дарг-Кохе и Хумалаге — грек Тахчеуло, в Далакаве — грек подпоручик Чекалов”.В 1866 г., на пожертвования горожан, началось строительство церкви Св. Троицы (Братской). В числе строителей были Михайловы и Константиновы. В 30-е годы ее разрушили.

В мае 1872 г. приступили к строительству Соборного храма. В документе отмечается: “В мае месяце настоящего года (1872) в присутствии Его Преосвященства Экзарха Грузии заложен Соборный храм во Владикавказе по плану и фасаду, утвержденному Его Императорским Величеством Великим князем, наместником”. Каменная часть Соборного храма была выполнена 20 греческими мастерами во главе с Афанасием Зондовым.

Недалеко от Харлампиевского храма по улице Нальчикской располагалась греческая церковь Успения Божьей Матери, построенная на личные сбережения купца Марандова Панаиота Евстафьевича. Она просуществовала около тридцати лет. По решению властей СССР, многие церковные сооружения были разрушены, другие — переданы в распоряжение административных и хозяйственных органов, использовавших их для нужд народного хозяйства. Такая участь постигла и Успенскую церковь, закрытую против воли греческого населения. В начале 1938 г. ее иму­щество перенесли в Ильинскую церковь, расположенную по ул. Дзержинского.

После перехода греческого общества в свое историческое здание был поднят вопрос об увековечении памяти П. Марандова и репрессированных греков Владикавказа. Было решено соорудить двухъярусную часовню в византийском стиле.

4 ноября 1994 г. настоятель Ильинской церкви отец Леонид торжественно ос­вятил часовню. Это было радостное событие для греческого общества, которое прикоснулось к славному прошлому своего народа, связанному с именем П. Марандова.

Греки Владикавказа не забывают тех, кто стал жертвой произвола, беззакония и клеветы в годы репрессий 30-40-х годов. Почти каждая семья, как «враг народа», подверглась бессмысленному унижению. Одни были расстреляны, другие погибли в лагерях, выжившие вернулись больными и калеками. Места захоронения многих из них неизвестны, и негде поклониться их праху. В память о них в клубе уста­новлена мемориальная доска, и, читая имена, высеченные на черном граните, люди мысленно встречаются с душами безвинно погибших.

Греческие мастера возвели в Осетии около 40 церквей. Для истинного грека участие в делах церкви — это поступок, одухотворяющий человека и дающий ему душевную силу, поэтому они зачастую жертвовали свои личные сбережения на строительство церковных зданий. Такой высоконравственный акт совершили Муратандов Харлампий Панаиотович и Марандов Панаиот Евстафьевич, построившие Константино-Еленинскую церковь и Греческую Успенскую церковь. Некоторые из этих сооружений сохранились и поныне. Проповеди, провозглашаемые в них, несут прихожанам мир, терпение и спокойствие.

Коммерческая деятельность

Хозяйственная деятельность греков Владикавказа была разнообразной. Некоторые из них занимались торговлей и предпринимательством. Среди них были владельцы гостиниц, мельниц, арендаторы различных предприятий и т. д. Известный предприниматель Марандов Панает Евстафиевич являлся владельцем гостиницы “Империал” на Александровском проспекте.

Другой представитель греческой общины Михайлов Федор Дмитриевич владел гостиницей “Купеческая”, расположенной на углу современных улиц Маркуса и Джанаева. Она до сих пор служит людям. Содержателем гостиницы “Европейская” с конца XIX века был Попандопуло Денис Наумович.
Из десяти действовавших во Владикавказе мельниц две принадлежали Лазаревым. В 1920 г. они были национализированы и переданы в горсовнархоз. В городе работал еще один мельник — Кузьмиди Иван Константинович.

Зерно в город поставляли лица, имевшие на это разре­шение от городских властей. Среди них были: Ставропуло И. И., Карагеоргопуло А. Г., Полетаев А. И., Иосифиди М. Г.

К купцам второй гильдии в разное время были причислены девять человек, некоторые из них служили гласными городской Думы Владикавказа.
• Муратандов Харлампий Панаетович — гласный владикавказской городской Думы с 1892 по 1896 гг.;
• Есифантов Дмитрий Федорович;
• Хадживатов Спиридон Иванович;
• Дамбулов Панаиот Харлампиевич;
• Карсаев Федор Петрович;
• Лазарев Константин Лазаревич;
• Лазарев Константин Павлович;
• Лазарев Николай Константинович — с 1912 -1916 гг. -гласный владикавказской гор. Думы.
В 1916 г. турецко-подданные греки Карагеоргопуло Апостол Георгиевич и Маруфов Федор Христофорович образовали “известково-промышленное товарищество “Редант”.

Советская власть изменила привычный для них уклад жизни. Изменилось понимание понятий свободная тор­говля, предпринимательство, что вынудило многих, не согласных с этой политикой, эмигрировать в Грецию или в другие страны